Факторы стресса на уровне группы. Стрессогенные факторы

В народе говорят, что все болезни от нервов. И это утверждение отчасти верное. Влияние стресса на здоровье человека - один из самых серьезных и актуальных вопросов сегодня. Быстрый психологическое напряжение и желание все успеть дают о себе знать. Люди часто болеют, ссылаясь на переутомление или стресс. Что же это такое и каковы

Что мы знаем о стрессе?

Стресс давно является неотъемлемой частью жизни, пожалуй, каждого человека. Психологи под этим словом подразумевают особое и нервно-психическое напряжение. В современных условиях его практически невозможно избежать. При этом разные люди имеют разные реакции на одни и те же нагрузки. Так, например, одна группа реагирует активно, то есть их рабочая производительность продолжает расти до максимально возможного предела (психологи называют этот тип «стрессом льва»). Другая группа людей проявляет пассивную реакцию, т.е. их рабочая производительность сразу падает (это «стресс кролика»).

Кроме того, стресс может иметь острую форму. То есть происходит один раз и характеризуется тяжелым физическим и психическим потрясением. Примером такой формы могут быть несчастные случаи. Человек однажды попадает в затем наступает реабилитация. Однако есть длительная форма, когда стресс постепенно накапливается, подавляя человека. Это могут быть длительные конфликты в семье или типичная рабочая нагрузка.

Стресс и здоровье - взаимосвязанные компоненты. Чтобы отыскать ключ к выздоровлению от недугов, необходимо разобраться в причинах, которые вызывают стресс.

Причины

Причинами стрессов являются внешние раздражители, или стрессоры. Это дискомфортные ситуации, в которые попадает человек на работе, дома, на учебе и т. п. Они имеют различную природу, степень воздействия, последствия.

К стрессорам относятся и любые перемены в жизни человека. Но далеко не все ситуации можно расценить как негативные, давящие, стесняющие. Выраженность стресса глубоко индивидуальна. И корень ее таится в неопределенности и потере контроля над ситуацией. Во многом воздействие стрессоров зависит от осознания человеком личной ответственности и постановки личного участия в создавшейся постановке дел.

Классификация

Специалисты разделяют факторы, вызывающие стресс, на две основные группы: физиологические и психологические. Эта классификация базируется на природе стрессоров. По степени проявления стрессоры - это своего рода ограничения. Они могут быть реально действующими и возможными (или потенциальными).

Виды стрессоров второй категории зависят от психологических установок и индивидуальных способностей человека. Проще говоря, умеет ли он адекватно оценивать степень нагрузки и корректно распределять ее без ущерба своему здоровью.

Однако не всегда стрессоры - это внешние раздражители. Иногда стресс возникает из-за несоответствия желаемого с действительным. То есть фактор стресса фокусируется на самом столкновении внутреннего и внешнего мира человека. С этой позиции стрессоры делятся на субъективные и объективные. Первым соответствуют несовместимость генетических программ с современными условиями, некорректная реализация условных рефлексов, неправильная коммуникация и установки личности и др. К объективным стрессорам можно отнести жилищные и рабочие условия, чрезвычайные ситуации, взаимодействие с людьми.

Физиологические

К физиологическим факторам, вызывающим стресс, относятся:

  • Болевые воздействия
  • Экстремальные температуры, шум и световое воздействие
  • Прием чрезмерного количества определенных лекарственных препаратов (например, кофеина либо амфетаминов) и др.
  • В группу физиологических стрессоров можно отнести и голод, жажду, изоляцию. В зависимости от степени и длительности воздействия эти стрессоры могут нанести как существенный, так и незначительный вред здоровью.

    Типичной реакцией на физиологический стресс могут быть учащенное сердцебиение, напряжение мышц, дрожь (тремор) в конечностях, повышение артериального давления.

    Психологические

    По мнению специалистов, наиболее разрушительными для человеческого организма являются психологические стрессоры. Они условно делятся на информационные и эмоциональные:

  • Угроза самооценке или ближайшему окружению.
  • Необходимость срочного принятия решения.
  • Чрезмерная ответственность за кого-то или за что-то.
  • Конфликтные ситуации (различных мотивов).
  • Сигнал опасности и т.п.
  • Известно, что эмоциональные стрессоры по своему воздействию являются самыми глубокими. Они формируют в человеке обиды и страхи, которые со временем без адекватной оценки ситуации, словно сорняк, будут только разрастаться. Тем самым стресс и здоровье станут единым целым, деструктивным механизмом.

    Профессиональные

    Профессиональные факторы, вызывающие стресс, представляют собой смешанную группу. Они соединяют психологические и физиологические стрессоры. Это внешние раздражители и нагрузки, которые каждый человек испытывает на работе. Рассмотрим пример сотрудника службы спасения. Он наиболее ярко аккумулирует в себе максимальный уровень стрессоров. А именно с высокой ответственностью, психическим напряжением готовности, негативными окружающими факторами, информационной неопределенностью, дефицитом времени на принятие решений и опасностью для жизни.

    Примечательно, что стрессоры имеют свойство «заражать» собою массы. На том же примере сотрудника службы спасения можно увидеть, что стрессу подвергается не только исполнитель задания, но и коллектив, и семья сотрудника. Это обусловлено психологическими факторами взаимодействия, доверия, солидарности в социуме. Таким образом, человек при распределении внутренней нагрузки и резервов избавляется от накапливаемого напряжения.

    Последствия стресса

    Влияние стресса на здоровье человека, независимо от его степени воздействия, является негативным явлением и имеет довольно широкий спектр психологических, физических и социальных последствий. Все их можно разделить на:

    • Первичные - проявляются на психологическом и интеллектуальном уровне в связи с возникновением экстремальных ситуаций (потеря внимания, утомление, психоневротические состояния).
    • Вторичные - возникают в результате неудачных попыток преодолеть дезадаптивное состояние. Среди таковых последствий наблюдаются эмоциональное «выгорание», злоупотребление никотином, алкоголем или успокоительными препаратами, снижение работоспособности, агрессивные или депрессивные состояния.
    • Третичные - соединяют в себе психологическую, социальную, интеллектуальную и физическую стороны. Они могут выражаться в деформации личности, учащении конфликтов с окружающими людьми из-за внутренней неустроенности, в разрыве семейных и рабочих связей, потере работы, учебы, пессимизме и социальной апатии. Крайней степенью третичных последствий выступают суициды.

    Каждый человек не понаслышке знает, что такое стресс. Сам факт появления на свет – стресс для новорожденного. В дальнейшем подобное состояние повторяется не один раз, ведь внешние раздражители присутствуют в жизни каждого человека. Жители городов устают от суеты, транспорта, пробок. Люди устают от постоянной работы и списка обязанностей перед семьей, обществом, коллегами. Что же такое стресс? Давайте разберемся.

    Термин «стресс» ввел, а точнее позаимствовал из науки о сопротивлении материалов в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Изначально это был технический термин, обозначающий напряжение, нажим и давление. Ганс Селье решил, что это применимо и к человеку. Тогда стресс рассматривали как приспособительную реакцию организма в экстремальных условиях (высокие температуры, болезни, травмы и т. д.). Сегодня проблема стресса рассматривается шире, в список стрессогенных факторов входят социально-психологические элементы, например, неожиданности.

    Стресс – особая форма переживания . По психологическим характеристикам стресс близок к аффекту, а по длительности к настроению. Это психическое состояние, ответ организма на условия среды и требования, выдвигаемые средой к . С английского слово «стресс» переводится как «напряжение». В психологии стресс принято рассматривать как период адаптации человека.

    В зависимости от того, как человек оценивает сложившиеся условия, стресс оказывает дезорганизующее или мобилизующее влияние. Однако в любом случае сохраняется опасность истощения организма, так как в момент стресса все системы работают на пределе. Вот как это происходит:

    1. Повышается адреналин, это стимулирует выработку кортизола, за счет чего накапливается дополнительная энергия, повышается сила и выносливость. Человек испытывает прилив энергии.
    2. Чем дольше длится первая стадия возбуждения, тем больше накапливается адреналина и кортизола. Постепенно они заменяют сератонин и дофамин, а эти гормоны отвечают за хорошее настроение, радость и уверенность в себе (спокойствие). Соответственно, ухудшается настроение, отмечается тревога. Кроме того, избыток кортизола провоцирует снижение иммунитета и развитие заболеваний. Человек часто болеет.
    3. Постепенно снижается внимание, накапливается усталость и раздражение. Попытки взбодрить себя кофе, энергетиками, спортом или таблетками делают только хуже.
    4. Гормональный баланс настолько нарушен, что из себя выводит каждая мелочь. Стрессоустойчивость окончательно падает.

    С точки зрения восприятия самой личности стресс проходит 3 стадии:

    1. Чувство тревоги, связанное с конкретными обстоятельствами. Сопровождается сначала упадком сил, а затем активной борьбой с новыми условиями.
    2. Приспособление к пугающим ранее условиям, максимальное функционирование систем организма.
    3. Стадия истощения, что проявляется сбоем и дезориентацией в жизни. Снова возникает тревога и ряд других негативных эмоций и чувств.

    В умеренных количествах стресс полезен (эмоциональная встряска). Он повышает внимание и , интерес, активизирует Но в больших количествах стресс неизбежно ведет к снижению продуктивности. Кроме того, негативно отражается на здоровье, стимулирует заболевания. Независимо от природы стресса, реакция организма на биологическом уровне одинакова: рост активности коры надпочечников (обуславливают описанные выше гормональные изменения), атрофия лимфоузлов и вилочковой железы, возникновение язвочек в желудочно-кишечном тракте. Очевидно, что часто повторяющиеся подобные изменения вредят здоровью, недаром говорят, что все болезни от нервов.

    Условия возникновения стресса

    О стрессе можно говорить, когда:

    • субъект воспринимает ситуацию как экстремальную;
    • ситуация воспринимается как требования, превышающие способности и возможности личности;
    • человек ощущает существенную разницу между затратами на выполнение требований и удовлетворением от результатов.

    Виды стресса

    Возможно, вы удивитесь, но стресс бывает полезным. Предвестники стресса – эмоции, как известно, они бывают положительными и отрицательными. В связи с этим и стресс может быть приятным либо неприятным. Например, сюрприз (неожиданность) может быть приятным и неприятным, однако на биологическом уровне это выглядит одинаково.

    Неприятный и опасный стресс называют . Положительный стресс называют эустрессом. Их особенности:

    • При эустрессе человек испытывает положительные эмоции, он уверен в себе и готов совладать с ситуацией и сопровождающими ее эмоциями. Эустресс пробуждает человека, заставляет двигаться вперед. Это позитивная взволнованность и радость.
    • Дистресс – результат критического перенапряжения. Он препятствует развитию человека и провоцирует ухудшение здоровья.

    Кроме этого, стресс бывает кратковременным, острым и хроническим. Кратковременные обычно являются полезными. Острый стресс граничит с шоковым состоянием, это неожиданное и сильное потрясение. Хронический стресс – воздействие различных малозначительных стрессогенов на протяжении долгого времени.

    Примером положительного, кратковременного и полезного стресса является соревнование и выступление на публике. Пример дистресса (опасного и длительного стресса) – , например, смерть близкого человека.

    По сферам возникновения выделяют следующие виды стресса:

    • внутриличностный стресс (несбывшиеся ожидания, бессмысленность и бесцельность поступков, нереализованные потребности, болезненные воспоминания и т. д.);
    • межличностный стресс (проблемы во взаимоотношениях с людьми, критика и оценка, конфликты);
    • финансовый стресс (невозможность оплатить квартплату, задержка зарплаты, нехватка средств и т. д.);
    • личностный стресс (трудности, связанные с выполнением , соблюдением и несоблюдением обязанностей);
    • семейный стресс (все трудности, связанные с семьей, взаимоотношения поколений, и , выполнение супружеских ролей и т. д.);
    • экологический стресс (неблагоприятные природные условия);
    • общественный стресс (проблемы, касающиеся всего общества или категории людей, к которой себя относит личность);
    • рабочий стресс (проблемы в трудовой сфере).

    Кроме того, стресс бывает физиологическим и психологическим. Физиологический стресс – реакция на неблагоприятные условия среды. По сути, это же экологический стресс. Физиологический стресс бывает:

    • химическим (влияние веществ, недостаток кислорода, голод);
    • биологическим (болезни);
    • физическим (профессиональный спорт и высокие нагрузки);
    • механическим (повреждения тела, нарушения целостности покрова).

    Психологический стресс возникает в социальной сфере, при взаимодействии человека с обществом. К психологическим видам стресса относится внутриличностный, межличностный, личностный, рабочий и информационный.

    Последний вид мы еще не упоминали, давайте обратим на него внимание. Информационный стресс предполагает информационную перегрузку. Ежедневно люди вынуждены обрабатывать большие объемы информации, группу повышенного риска составляют люди, чья профессия предполагает поиск, обработку и запись информации (студенты, бухгалтеры, учителя, журналисты). Телевидение, интернет, профессиональное обучение и выполнение обязанностей вынуждает не только получать информацию, но и анализировать ее, усваивать, решать проблемные задачи. Беспорядочный поток информации провоцирует быструю утомляемость, рассеянность, снижение концентрации внимания, отвлекаемость от целей деятельности и профессиональных обязанностей. Особенно опасен перегруз во второй части дня, перед отходом ко сну. Проблемы со сном – частое последствие информационного перегруза.

    Причины стресса

    Причиной стресса выступают новые и непривычные для личности условия жизнедеятельности. Очевидно, что перечислить все стрессогенные факторы нельзя, они носят субъективный характер, зависят от привычной для конкретного человека нормы. Вызвать стресс может как нестабильная экономическая обстановка в стране, так и отсутствие желаемого продукта в магазине.

    Какой фактор окажется стрессогенным, зависит от человека, личного опыта и других индивидуально-личностных особенностей. Например, ребенок из неблагополучной семьи будет спокойно реагировать на ругань и драки в будущем, нежели человек, никогда не сталкивающийся с подобным обращением.

    Причиной стресса взрослого человека чаще выступают трудности на работе. Среди трудовых стрессогенных факторов выделяют следующие:

    • Организационные факторы: перегрузка или низкая занятость, противоречивые требования (конфликт ролей), неопределенность требований, неинтересная работа, экстремальные или неблагоприятные условия труда, неадекватная организация процесса.
    • Организационно-личностные факторы: страх ошибки и увольнения, страх потерять рабочее место и свое «Я».
    • Организационно-производственные факторы: неблагоприятный психологический климат в коллективе, конфликты, отсутствие социальной поддержки.

    К стрессогенным факторам личного характера относятся:

    • конфликты и непонимание в семье;
    • болезни;
    • кризисы;
    • потеря ;
    • и т. д.

    Стресс – ответная реакция на требование. Независимо от характера (положительный или отрицательный) происходит перестройка организма. Биохимические сдвиги – отработанная эволюцией защитная реакция. По сути, именно эти биохимические изменения и вызывают чувства и эмоции, которые мы ощущаем в момент стресса. Нас тревожит не сам стресс, а его последствия – эмоции, которые не получают выхода.

    Признаки стресса

    К признакам стресса относится:

    • чувство и напряжения;
    • ощущение невозможности преодолеть сложившуюся ситуацию;
    • проблемы со сном;
    • усталость и апатия;
    • вялость;
    • пассивность;
    • вспыльчивость;
    • неадекватные реакции;
    • подавленность;
    • тоска;
    • недовольство собой, работой, другими людьми, всем миром.

    Последствия стресса

    Стресс делает человека нервным, суетливым. Накапливающаяся энергия просит выпуска, но оставаясь нереализованной, разрушает человека изнутри. Все психологические осложнения обусловлены застоем физической энергии. Ведь человеку как социальному существу запрещено открыто выплескивать свой негатив, мы не может в ситуации стресса поступить как животные: драться, бежать. Хотя некоторые себе это вполне могут позволить, а еще некоторые ситуации требуют подобного поведения. Но, например, проблемы у офисного работника сложно решить таким путем. Вот напряжение и накапливается.

    Итак, стресс способен вызвать:

    • сердечно-сосудистые заболевания;
    • простудные заболевания и нарушение иммунитета;
    • аллергию;
    • заболевания желудочно-кишечного тракта;
    • другие ;
    • заболевания и расстройства мочеполовой системы;
    • боль и неприятные ощущения в мышцах и суставах;
    • уменьшение плотности костной ткани;
    • снижение активности и трудоспособности.

    Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предполагают, что к 2020 году (основная опасность стресса) выйдет на первое место по популярности, обойдя инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, ВОЗ отмечает, что уже сейчас 45 % всех болезней вызвано стрессом.

    Но этим опасен хронический стресс и стресс на стадии дистресса. В умеренных дозах стресс выступает закалкой для психики, повышает устойчивость организма. Но это не значит, что нужно специально проводить подобные «закаляющие мероприятия».

    Послесловие

    В момент стресса наш организм готов к двум вариантам: сражаться или бежать. Это продиктовано животной частью нас, биологическим напряжением организма. Конечно, в жизни люди не всегда в прямом смысле убегают или нападают в состоянии стресса (хотя и это не редкость). Чаще это понимается абстрактно: бегство, например, значит уход в пьянство или депрессию.

    Следует понимать, что избежать стресса нельзя. Это вариант рефлекторного ответа организма на трудные или неприятные (неблагоприятные) обстоятельства. Развивающейся активной личности всю жизнь придется сталкиваться с новым и неизвестным, непривычным, пугающим. И организм будет реагировать соответствующими гормональными изменениями, будет рефлекторно защищаться.

    К ним относятся: социальная среда, внешнее окружение. Заметим, что все они не охватывают полного базиса стресса. В поддержании его так или иначе участвуют все структуры личности. Так, например, на уровне темперамента свойствами, предрасполагающими к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность, тревожность. Существенное влияние оказывает уровень развития волевых качеств.

    Важная составляющая стрессогенных факторов - позитивный или негативный образ «Я», в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. В своих работах Л.Г. Ионин отмечает, что в «инсценировках групп» превалируют внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды, кожаные куртки, казачью форму, специфический жаргон, стиль движений и приветствий. Для многих объединений такого рода характерна своя субкультура. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Как и в других странах, переживающих или переживавших эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности - семья и этнос.

    Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой, человек обретает опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения лиц близкого возраста, сходных интересов. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению потребности в психологической стабильности.

    Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос становится для человека надежной группой поддержки.

    Еще одним немаловажным фактором психологической устойчивости является семья. Она играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения.

    Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, незаменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

    Психологическими стрессогенными факторами в этом случае являются также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. Неблагоприятные факторы, стрессоры вызывают реакцию стресса, то есть стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация.

    Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.


    Введение

    Факторы, вызывающие стресс

    2Отражение стрессоров в деятельности

    2.1 Физиологический метод исследования

    Заключение

    Список литературы


    Введение


    Стресс - данный термин используется для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

    Впервые это понятие ввел психолог Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

    Позже оно стало использоваться в психологии для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

    В зависимости от вида воздействий и характера их влияний, стресс в психологии классифицируется на несколько видов: стресс физиологический и стресс психологический. Причем, последний делится на: стресс информационный и стресс эмоциональный.

    Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с какой-либо задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за принимаемые решения, их последствия.

    Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды... При этом происходят изменения в эмоциональных состояниях (часто возникают истерики), в речевом и двигательном поведении ("теряет дар речи", "встал как вкопанный").

    Однако стресс может оказывать и положительное, мобилизующее влияние на деятельность - дистресс.

    В этом случае человек способен за мгновение решить многое задачи, связанные с безопасностью, находить нестандартные подходы. В такие минуты ощущается прилив сил и энергии неизвестно откуда взявшейся. И хотя длительное пребывание в таком состоянии крайне нежелательно и опасно для организма, но для многих это прекрасная возможность находиться в тонусе.


    Факторы, вызывающие стресс


    1Понятие и сущность стресса, виды стрессоров


    Если верить Википедии - свободной энциклопедии, то стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

    Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, - постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс - состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры - любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности .

    Итак определим, что стресс - это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

    Факторы, вызывающие стрессовую реакцию, называются стрессорами. Они могут быть физическими (высокая и низкая температура, яд, чрезмерная физическая нагрузка и др.) и психологическими (конфликтная ситуация в семье, смерть близкого человека, обида, информационная перегрузка и др.).

    Стрессор (от англ. stress - давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) - фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

    Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными.

    Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и других веществ, вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика - абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

    Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуются как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причём современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия этих стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

    Условно стрессоры можно разделить на:

    )управляемые (зависят от нас);

    )неуправляемые (неподвластны нам);

    )те, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

    Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Наиболее часто встречающиеся управляемые стрессоры носят межличностный характер. Поведение людей часто определяют факторы здоровья и нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.

    Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время .

    Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный - может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

    Наиболее общие формы стрессоров:

    )физиологическая (чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов);

    )психологическая (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

    Типы стрессоров:

    )страх;

    )голод;

    )жажда;

    )боль;

    )усталость;

    )изоляция.

    Факторы вызывающие стресс - это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит его в состояние стресса. Основные факторы, влияющие на возникновение стресса человека в организации: организационные, внутриорганизационные, личные .

    Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы, соответствующей его квалификации; плохими отношениями с сотрудниками; отсутствием перспектив роста, наличием конкуренции на рабочих местах и др.

    Рассмотрим примеры организационных факторов:

    )недостаточные нагрузки сотрудника, по которым работник не имеет возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;

    Ситуация, что достаточно часто встречается в отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ через неуплату заказчиками;

    )недостаточно хорошее понимание работником своей роли и места в производственном процессе, коллективе, такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясность задачи, отсутствием перспектив роста;

    )необходимость одновременного выполнения различных задач, не связанных между собой, но срочных, эта причина часто встречается среди руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

    )неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации в период резкой смены направлений ее активности, такая ситуация характерна для значительного числа крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и простые сотрудники являются оторванными от процесса принятия решений.

    На многих фирмах Запада существуют целые программы привлечения персонала к делам фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества изделий, выпускаемых.

    Изменение задач наемного рабочего после перехода на работу в частные структуры, осознание этим работником своей основной задачи - увеличение прибыли владельца этой фирмы.

    Внутриорганизационные факторы вызывают возникновения стрессов в результате действия таких обстоятельств:

    )отсутствием работы или длительным ее поиском;

    )конкуренции на рынке труда;

    )кризисного состояния экономики страны и региона в частности;

    )семейных трудностей.

    Личные факторы, которые вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и т.д.

    Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

    Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

    Острый стресс - состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).

    Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и воздействия на него вредных факторов окружающей среды (высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

    Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбия, работы не соответствующей квалификации.

    Кроме того, такой стресс может быть результатом психологической перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

    Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

    Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса», он обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений.

    Когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности.

    Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться - человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

    Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства .


    2 Отражение стрессоров в деятельности

    стресс психологический

    Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

    Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор - лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например «тройка» для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, - счастье, для студента, привыкшего работать в пол силы, удовлетворительная отметка - норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними.

    Стрессоры, которые нам неподвластны-это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и многое другое. Вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь .

    Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

    Например: руководитель подразделения по дороге на работу долго стоял в «пробке» на дороге, опоздавши на важное совещание в организации. В результате сотрудники подразделения - его подчиненные - получили выговор за грехи, которых не было. (Состоялось перенесение негативных эмоций из внешней ситуации, неподвластных человеку, на внутреннюю).

    Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

    В целом стресс - явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

    Пример. Подчиненный не согласен с мнением начальника, тот настаивает и заставляет сделать так, как он считает нужным. Хотя для подчиненного вопрос является крайне важным, но убедить начальника он не в состоянии, а уйти на другую работу пока невозможно, то работник уступает, подчиняется.

    В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, следствием чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте, настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может стать увольнение этого работника из организации.

    Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения - грамотно их решать.

    Небольшой и непродолжительный стресс может лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе (в этом случае его называют дистресс).

    Стрессоры, на которые мы можем не посредственно влиять -это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

    Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации - это такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты .

    В повседневной жизни мы называем стрессами различные события, влияющие на нас негативно. Но знаем ли мы, насколько много стрессов в жизни современного человека?

    Итак, какие же бывают стрессы:

    )информационный стресс. В нашем современном обществе количество обрушивающейся на нас информации уже давно перешло все разумные пределы. Телевидение, интернет - эти средства сделали доступными такие объемы информации, что это вызывает перегрузку;

    )информационная агрессия. Те же СМИ, как правило, спекулируют в погоне за рейтингом, выливая на нас огромные объемы информации, пробуждающей негативные эмоции (страх, тревогу и пр.). Это и понятно - им так проще нас приковать к экранам. А мы покупаемся;

    )стресс переработки мозгом информации. Информации много, мозг активно работает, стараясь ее "разложить по полочкам". При этом задействуется, в основном, левое полушарие. Правое при этом простаивает, и нарушается межполушарное равновесие. Возникает дефицит естественного транса.

    Из-за этого дефицита и возникает так называемая троица Франкла (известный австрийский психотерапевт):

    )депрессия;

    )агрессия;

    )наркомания;

    Двигательный стресс. Считается, что в норме человек ежедневно должен проходить пешком 10 тысяч шагов. Подумаем, сколько проходим мы?? Ответ ясен. А ведь при ходьбе стимулируются активные точки стопы, усиливается кровоток во всем теле, и от работающих мышц мозг поддерживается в тонусе!

    Стресс скорости и расстояния. Так уж мы устроены, что для нас неестественно перемещение со скоростью большей, чем мы можем развить сами. И расстояния для нас физиологичны только те, которые мы могли бы пройти пешком. Сюда же отнесем и реакцию на смену часовых поясов, которая называется десинхроноз. Происходит сбой всех физиологических ритмов!

    Стресс жителя мегаполиса. Здесь имеется в виду вот что. Вся среда большого города для человека, в общем-то, неестественна. Искусственное освещение насильно растягивает продолжительность дня - раньше люди ложились спать с закатом. Пребывание на высоте более третьего этажа тоже стресс - ведь в дикой природе на таких высотах человек не жил. Смотрел человек, в основном, вдаль, как птицы летают и стада пасутся, а сейчас - постоянный зрительный стресс. В городе постоянно шум, чего не было в естественной среде человеческого обитания.

    Эмоциональные стрессы. Приходится признать, что в современном обществе даром, что люди живут скученно. А вот теплого, душевного контакта не хватает. Общение между людьми чаще поверхностное, формальное.

    Стресс постоянных изменений. Все меняется стремительно в теперешнем мире. То, что раньше казалось устойчивым и незыблемым, в один миг может обрушиться! Нет уверенности в будущем, особенно с нарастанием финансово-экономических кризисов. Это состояние для человека является одним из самых больших стрессоров.

    Рабочий стресс - важная проблема современного рабочего места. Ему подвержены около трети работников. Четверть работников считают, что их работа является стрессовым фактором в их жизни . Три четверти работников считают, что раньше (то есть поколение назад) работа была не такой выматывающей. Многие также признают, что стресс является главной причиной текучести кадров.

    Причиной рабочего стресса являются условия труда. Вопрос о том, что оказывает большее влияние - условия работы или личные характеристики работника, является спорным. Различные ответы на этот вопрос порождают различные способы решения проблемы. Если считать, что персональные особенности важнее, то на первый план выходят приспособляемость и навыки общения. Предполагается, что эти навыки помогут работнику приспособиться даже к не очень хорошим условиям труда. Такая точка зрения подчёркивает важность стратегий помощи работнику в приспособлении к изменениям условий труда.

    Можно еще долго перечислять всевозможные источники стрессов - основные я назвала. Важно понимать, что все эти воздействия не проходят для людей бесследно. Стресс склонен накапливаться.

    Стресс - это ответная реакция на происходящие изменения в нашей жизни. Наше тело реагирует физически, эмоционально и психически на любое изменение в существующем положении вещей. Причём изменения не обязательно должны быть негативными, позитивные изменения также могут быть достаточно стрессовыми. Иногда мысль о предстоящих изменениях может вызвать стресс.

    Важно научиться сохранять спокойствие и выдержку. Первый, кому необходимо оказать антистрессовую помощь - Вы сами!


    2.Методические аспекты изучения стресса


    1 Физиологический метод исследования


    Стресс - один из механизмов адаптации в организме человека в ответ на стрессорное воздействие любой природы, в том числе и психологической. Критериями стресса являются объективные показатели нервной, эндокринной и висцеральной систем (сердечно - сосудистая, кожа и т.д.)

    По мнению В.Д. Небылицина, устойчивость оптимальных рабочих параметров субъекта зависит от факторов, имеющих личностный характер:

    ) состояние внутренних органов и, прежде всего сердечно - сосудистой системы, острота зрения и слуха, вегетативная реакция;

    ) динамика свойств нервной системы: сила и уравновешенность;

    ) собственно психологические факторы - характерологические особенности личности.

    Физиологические методы исследования позволяют рассмотреть стресс как колебание гомеостатических процессов с обязательным учетом социальной обусловленности биологической адаптации. Измерения следует проводить в одно и то же время, после сна перед рабочей нагрузкой, т.к. необходимо регистрировать следовые процессы в изменении функций.

    Коэффициент здоровья (КЗ), или индекс функциональных изменений (ИФИ) предназначен для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения адаптационного потенциала последней. Он был предложен А. П. Берсеневой и Р. М. Баевским, авторы предлагают рассматривать изменения сердечного ритма в связи с адаптационной реакцией целостного организма как проявление различных стадий общего адаптационного синдрома.

    ИФИ (КЗ) определяется в условных единицах-баллах. Для вычисления ИФИ (КЗ) требуются данные о частоте пульса (ЧП), артериального давления (АДс - систолическое, АДд - диастолическое), росте (Р), массе тела (МТ) и возрасте (В).

    Вычисляется по формуле 1.

    Формула 1

    На основании полученного значения индекса Баевского каждый обследуемый может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации: удовлетворительная адаптация (ИФИ менее 2,59), напряжение механизмов адаптации (ИФИ от 2,6 до 3,09), неудовлетворительная адаптация (ИФИ 3,1 до 3,49) и срыв адаптации (ИФИ более 3,5). Чем выше значение ИФИ, тем выше вероятность наличия напряжения адаптационных механизмов .

    Рассчитаем по формуле личные данные: ЧП - 76 ударов/мин., АДс - 110 мм. рт.ст., АДд - 80 мм.рт.ст., Р - 172м, МТ - 85 кг, В - 24 года.

    ИФИ =0,011*76+0,014*110+0,008*80+0,014*24+0,009*85-0,009*172-0,27

    ИФИ=2,229, следовательно удовлетворительная адаптация организма.


    2 Шкала стрессогенных жизненных событий


    Шкала стрессогенных жизненных событий предложена Т. Холмс и Р. Райх в 1967 году. Несмотря на эмпиричность методики, несомненными ее достоинствами являются: 1) учет суммарного уровня психосоциального стресса, т. е. глобальной массы событий и степени их тяжести, а не отдельных событий, как было раньше; 2) учет повседневных, часто встречающихся факторов, а не катастроф и других из ряда вон выходящих событий; 3) исследование человека в повседневной жизни, а не в лаборатории 4) представление об изменении социальной ситуации данного человека, а не социальной ситуации как таковой 5) исследование воздействия близко отстоящих по времени событий, а не детских психогений.

    Воспользовавшись приведенной ниже шкалой (рисунок 1), постарайтесь вспомнить все события, происшедшие вами в течение последнего года и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. Возможно, вам пришли в голову другие события, не включенные в эту шкалу (например, наводнение, ремонт дома, ограбление). Сколько баллов вы приписали бы этим событиям и приплюсуйте их к баллам, полученным по шкале .

    В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означает 50 % вероятности возникновения соматического заболевания из - за стресса, при 300 баллах она увеличивается до 90%.


    Рисунок 1 - Шкала стрессогенных жизненных событий


    Сделаем шкалу стресогенных жизненных событий на личном примере.

    Оформим результат в таблице 1.


    Таблица 1 - Шкала стресогенных жизненных событий Зайковой О.П.

    Жизненные событияЗначение события в баллахСмерть близкого члена семьи100Появление нового члена семьи56Изменение финансового положения42Изменение должности18Начало обучения в учебном заведении23Перемена места жительства9Кредит для покупки вещей13Отпуск11Новый год12

    Итого получаем результат - 289 балов. Делаем вывод, что вероятность возникновения соматического заболевания в результате стресса очень велика.


    Заключение


    В повседневной жизни человек постоянно попадает в разные ситуации. Среди их множества особо выделяются те, которые мы обозначаем как стрессогенные ситуации.

    Стрессу одинаково подвержены все живые организмы, способные взаимодействовать с окружающей средой. Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индивидуально. Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможности индивида. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение и при этом стресс не просто нервное напряжение, а также это и нервная перегрузка, и сильное эмоциональное возбуждение.

    К последствиям стресса относятся эмоциональные реакции, например, неадекватное, завышенное реагирование на мелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, а также переедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя, табака или лекарств, ощущение постоянного беспокойства, неспособность расслабиться. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.


    Список литературы


    1.Персональная страничка практического психолога Коваль Е.П. - Электронные дан. - Режим доступа: #"justify">.Гречихин А.А. Социология и психология чтения: учебное пособие для вузов/ А.А.Гречихин - М: МГУП, 2007 - 383 с.

    .Свободная энциклопедия Википедия - Электронные дан. - Режим доступа: #"justify">.Панченко Л. Л. Диагностика стресса: учебное пособие/Л.Л. Панченко - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005 - 35с.

    .Чиксентмихайи М. Социология и психология управления/ М. Чиксентмихайи, Елена Перова. - М: Альпина нон-фикшн, 2011 - 555с.

    .Страничка практикующего психотерапевта Еремеев - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">.BrainTools.ru - Электрон. дан. - Режим доступа:://www.braintools.ru/article/9548


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    В современной психологии существует несколько концепций, предлагающих анализ влияния стрессовых факторов на человека. Согласно генетически-конституциональной концепции организм способен сопротивляться стрессу в той мере, в какой развиты его защитные стратегии, обусловленные генотипом, физическими, психофизическими характеристиками человека (внутренние факторы).

    Психодинамическая модель предполагает следующее: во-первых, тревога возникает как реакция на предстоящую опасность, во-вторых, травматическое переживание может развиваться под влиянием бессознательного источника. Одним из факторов травматических переживаний, полагают ученые - приверженцы данной концепции, является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Стрессовые реакции находятся в прямой зависимости от бессознательных установок, мотивов поведения человека и его отношения к ситуации.

    Социально-психологическая концепция рассматривает противоречия между потребностями личности и внешними условиями окружающей среды (внешние факторы). В данном случае рассматривают в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических услуг и благ в обществе, межличностное взаимодействие.

    Под стрессорными понимаются, прежде всего, социальные по своей сути факторы, такие как экономические, социальные, семейные неудачи и т.п., то есть события, которые угрожают привычному образу жизни человека. Например, в последнее время стали появляться исследования условий тюремной изоляции как серьезного стресс-фактора (Е. Ермасов, Л. А. Китаев-Смык, В. С. Мухина, А. В. Пищелко, Д. В. Сочивко и другие).

    Тюремный синдром Е. Ермасов выделяет в качестве комплекса специфических психологических переживаний у людей, находящихся в тюремной изоляции. Проявляется он на фоне нарушений ритма сна и бодрствования, монотонности существования, ограничения доступа информации, ограничения круга общения, изменения пространственно-временных параметров, скудных бытовых условий, наличия криминальной субкультуры. К числу стресс-факторов тюремной изоляции можно отнести и межличностные конфликты, физическое и психологическое насилие. В итоге тюремный стресс оказывает негативное воздействие на психику заключенного, способствует появлению психических расстройств и личностных девиаций, которые с течением времени приобретают устойчивый характер. Считается, что лишение свободы становится дистрессом, вызывающим такие сильные негативные психические состояния, как фрустрация (безысходность), конформность (подчинение, зависимость), дискомфорт (разрушение привычного образа жизни), нарастание тревоги, появление страхов, фобических расстройств. Отсюда четыре специфических синдрома, в которых проявляются данные психические состояния осужденных:

    • 1) фрустрационный синдром;
    • 2) синдром невинно пострадавшего;
    • 3) синдром ожидания;
    • 4) синдром тоски и скуки.

    Переживание тюремного стресса имеет свою типологию. Так, Е. Ермасов выделяет агрессивный, аутистический, аддиктивный, просоциальный и аутодеструктивный типы реагирования на стресс . Агрессивный тип реагирования нацелен на активное удаление стресс-фактора и чаще наблюдается у лиц, имеющих криминальный опыт. Аутистический тип , сопровождающийся уходом от контактов, бегством от стресс-факторов, становится активной защитной эмоциональной и поведенческой реакцией. Аддиктив- ный тип , соответствующий пассивной защитной модели поведения для пережидания опасности, выражается в зависимом поведении, пассивнозависимых стратегиях поведения. Как правило, такой человек становится жертвой насилия со стороны других заключенных. Просоциальный тип , соответствующий модели конструктивного преодоления отрицательных воздействий стресс-факторов, сориентирован на соблюдение социально одобряемых норм поведения. Аутодеструктивный тип характеризуется мыслительной активностью, нацеленностью на самоновреждсния, суицидальные поступки. Таким образом, выделенные типы переживания стресса вынужденной изоляции различаются по формам адаптационной активности личности, используемым стратегиям преодоления (копинг-страте- гии и механизмы психологической защиты), выраженности негативных последствий для личности.

    В одних и тех же трудных ситуациях поведение человека зависит от того, какова готовность субъекта к определенной активности, т.е. необходимо определить, каковы установки (аттитюды) субъекта в данный жизненный период.

    Изучением установки занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, В. А. Ядов, Д. Дроба, X. Смит, Д. Креч, Р. Крачфилд и другие). По Д. Н. Узнадзе, установка является целостно-личностным состоянием настроенности (готовности) на поведение в той или иной ситуации, настроенности на удовлетворение определенной потребности .

    Выявлены и основные функции установки (аттитюда).

    Эгозащшпная функция позволяет человеку противостоять воздействию негативной информации о себе самом или о значимых для него объектах. Например, справиться с внутриличностными конфликтами, сохранить свою Я-концепцию или образ «Я» другого и т.п.

    Адаптивная функция (утилитарная, инструментальная) помогает человеку достичь желаемых результатов (целей), избежать нежелательных действий. Традиционно представления о целях и стратегиях их достижения закладываются еще в детстве, приобретают окончательную форму в процессе приобретения жизненного опыта, в результате чего и формируется установка. Например, если у человека был хороший пример того, как другой или он сам достигает популярности, демонстрируя высокие результаты в искусстве, скорее всего, занятия этим видом деятельности будут играть ведущую роль для достижения признания.

    Функция самореализации (функция выражения ценностей) помогает человеку определить, что он из себя представляет (образ своего «Я»), отношение к явлениям или объектам. Данная функция способствует пониманию образа своего «Я», отношения к другим людям и жизненным процессам (к миру в целом). Отношение к себе, людям, миру выстраивается на базе сложившихся установок, на основании которых человек может прибегать к критике, негодованию, принятию или непринятию тех или иных явлений, событий.

    Функция знания помогает человеку объяснить события и явления. Знания, доставляемые аттитюдом, субъективны: у разных людей знания об одних и тех же объектах могут различаться. Данная функция способствует организации и интерпретации явлений окружающей реальности (о мире, самом себе, других людях). Вместе с тем, в силу субъективности знания и понимания, возникает большое количество проблем, которые разрешаются с трудом или не разрешаются вовсе. Отсюда возникновение стрессовых состояний разного уровня и сложности.

    Проблема личностной детерминации уровня психологического стресса явилась предметом ряда исследований. Рассмотрим работы отечественных и зарубежных авторов, в исследованиях которых заложены идеи, позволяющие теоретически обосновать значимость индивидуально-психологических и личностных характеристик человека в стрессовой ситуации.

    В отечественной психологии рассматривался вопрос о типологии личности в зависимости от характера, структуры и динамичности системы внутренней регуляции. Для определенной формы регуляции, названной А. Р. Фонаревым индивидной, характерно стремление к сохранению усвоенных форм действий, к поддержанию соответствия между человеком и требованиями решаемых им задач. Там, «где однажды найденные... способы жизнедеятельности начинают превращаться в очередные штампы - стереотипы, - писал Э. В. Ильенков, - в... мертвые каноны, личность умирает заживо: незаметно для себя она тоже превращается медленно или быстро в набор таких шаблонов, лишь слегка варьируемых в незначительных деталях» . По нашему мнению, активное движение к качественно новым задачам, требующим нового уровня психологической регуляции, даст возможность человеку эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В том случае, когда человек утрачивает согласие с самим собой, у него возникает неуверенность в своих силах, неясность жизненных целей, происходит разрушение его жизненной устойчивости. Этот процесс будет усиливаться с нарастанием ощущения потери смысла жизни. Если же при прогрессивной форме регуляции, т.е. такой, при которой возникает новая ценностная система, человек стремится сохранить наличную форму бытия, то возникают различные виды психологических защит, которые создают иллюзию внутренней целостности. В результате функционирования защитных механизмов возникают психосоматические и невротические расстройства.

    Анализируя человека как субъекта жизни, С. Л. Рубинштейн выделил два основных способа существования. Для первого характерно отсутствие рефлексии, когда человек не выходит за рамки непосредственных связей и требований ситуации и внешнего контроля. «Второй способ существования связан с понятием рефлексии, которая как бы поднимает человека над привычным ходом событий и позволяет проанализировать, оценить, осознать. Происходит философское осмысление жизни, и именно это целостное осознание и ценностное отношение становится регулятором и контролером конкретных поступков человека. Философское, обобщенное отношение к жизни определяет как характер поведения личности в конкретной ситуации, так и степень зависимости или свободы от этой ситуации» .

    Рефлексию В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман также считают центральным феноменом субъективности, под которой понимают «специфическую человеческую способность, которая позволяет ему делать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования...»

    Эти положения приводят к выводу, что важнейшим фактором стресса являются ценностные ориентации, являющиеся одной из значимых психологических характеристик личности. Рассматривая эту проблему в контексте смысла человеческого существования, обратим внимание на воззрения А. Н. Леонтьева. Подходя к смыслу жизни как к необходимости ее психологической оправданности, автор пишет: «...ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... Такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» .

    В то же время, если обратиться к исследованиям Б. Г. Ананьева , который рассматривает ценности и ценностные образования как базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер, то становится ясным наличие регулятивной функции ценностных ориентиров субъекта в стрессовой ситуации.

    Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к жизни и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию, оказывая существенное влияние на все стороны жизнедеятельности.

    У каждого человека может существовать своя система ценностей, и в ней ценности выстраиваются в иерархической взаимозависимости, представляя собой определенную структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни.

    Ценностные ориентации включают не только оценочные суждения относительно объектов, но и определенный способ ориентировки, на основе которого формируются критерии ценностного выбора. Эти критерии образуют систему внутренних предпочтений, для которой свойственна актуализация объекта ценностного выбора ситуации, где ценностные представления выступали бы побудителем деятельности человека при преодолении стрессовых ситуаций.

    Очевидно, что ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с миром, следовательно, в значительной степени определяют процесс преодоления стрессов.

    Значимым личностным фактором стресса является процесс самоактуализации как формы реализации жизненного пути, которая позволяет человеку не зависеть от обстоятельств, преодолевать стереотипы, раскрывать свой потенциал. Самоактуализация как форма реализации жизненного пути возможна при высоком уровне развития ассертивности субъекта. С целью более глубокого осмысления феномена «ассергивность» обратимся к основным положениям философско-антропологических теорий.

    С точки зрения зарубежных психологов, понятие «уверенность в себе» происходит от латинского слова confidere , что означает доверие. Речь идет о вере в себя, вере в то, что человек обладает хорошим и достаточным потенциалом для встречи с различными неожиданностями и конструктивного взаимодействия с другими.

    В истории философии проблема доверия человека к себе напрямую не анализировалась. В этико-философском эссе Р. У. Эмерсона заявлена идея бесконечности возможностей человека, что в некоторой степени отражает проблему доверия к себе. Человек стремится соответствовать себе самому, своим ценностным переживаниям. Без этого невозможны творческий характер жизнедеятельности, самопроектирование будущего, так как доверие к себе предполагает, прежде всего, отношение к себе как к ценности.

    Анализ работ К. Роджерса и А. Маслоу позволяет говорить, что в предлагаемой ими теории личности выделяется феномен доверия личности к себе. Доверие к себе К. Роджерс понимает как доверие к своему жизненному опыту: если внутреннее чувство или интуиция говорят человеку о ценности чего-либо, то в это надо верить. Этот тип доверия он называет «целостным организмическим чувствованием ситуации» .

    Таким образом, К. Роджерс выделял доверие человека к себе как важное условие конструктивного самоактуализирующегося поведения человека. При этом доверие к себе понималось им как условие сохранения целостности личности, заключающееся в успешной интеграции организмических влечений и потребностей с опытом «Я». Уровень доверия к себе участвует в процессе ценообразования, так как выбор цели определяется в субъективном плане способами достижения поставленной цели, которые нс противоречат его внутренним личностным смыслам.

    Оптимальный уровень доверия к себе предполагает овладение способностью к самоорганизации своей жизни. Самоорганизация личности на субъективном уровне означает в первую очередь формирование у человека доверия к себе, как способность самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе; способность предвосхищать результаты действий; самостоятельно выстраивать стратегию достижения целей; умение соотносить возникающие потребности с возможностями их реализации в конкретной ситуации и с присвоенными личностью социокультурными ориентирами.

    Таким образом, доверие к себе позволяет человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и, исходя из этой позиции, строить собственную стратегию поведения в различных трудных, в том числе стрессовых, жизненных ситуациях. Способность проникновения в понятие «кто ты есть» является наиболее ценным средством осознания чувства уверенности в себе. Во-первых, потому что указанная способность помогает осознать, как неповторимо индивидуален каждый из людей. Во-вторых, осознание ролевых характеристик помогает определить, каким образом уверенность в себе может подавляться предъявлением слишком больших или слишком малых требований к себе.

    В настоящее время специалисты в области прикладной психологии уделяют особое внимание изучению личностных особенностей, которые определяют индивидуальные поведенческие реакции, психические состояния, в конечном итоге особенности жизнедеятельности субъекта. В ряде исследований ведутся поиски психологических коррелятов предрасположенности человека к переживанию неблагоприятных психических состояний. Например, В. А. Бодровым обоснован психологический механизм личностной регуляции конкретной деятельности. Сущность этого механизма заключается в том, что регулятивное влияние личностной сферы проявляется через закономерности формирования и динамики отношения человека к ситуации. Раскрыть закономерности этого процесса можно на основе анализа сложных личностно-смысловых образований, характеризующих неразрывную связь определенных устойчивых индивидуально-психологических свойств личности с субъективно-оценочными суждениями по различным элементам ситуации .

    В своей монографии М. А. Котик и А. М. Емельянов отмечают значение в формировании предрасположенности субъекта к более или менее надежному поведению таких относительно устойчивых характеристик, как особенности темперамента, когнитивного стиля, локуса контроля, уровня эмоциональной устойчивости .

    Нельзя не учитывать значение типологических характеристик человека в стрессовой ситуации. В этом случае для нас важны заключения Е. П. Ильина, который экспериментально показал, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обусловливает ряд моментов, связанных с надежностью деятельности человека: возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, проявление волевых качеств и психомоторных способностей. Выявлено, что «устойчивость к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы» .

    Как видим, некоторые сочетания основных свойств нервной системы, их взаимосвязи с личностными характеристиками способствуют более выраженному проявлению ряда психических функций, которые можно рассматривать как значимые в стрессовой ситуации.

    В целом факторы стресса психогенного характера можно разделить на следующие группы.

    • 1.Материальные факторы , которые являются объективными, действующими непосредственно на органы чувств. Это дискомфортная или опасная обстановка, неуправляемость ситуации и отсутствие или недостаток контроля, неизвестные или угрожающие жизни и здоровью человека явления, нестандартность ситуации, неожиданность и быстрота события.
    • 2. Социальные факторы , которые явились в определенной степени причиной возникновения угрожающей ситуации. Это возможные конфликты, нападения, необоснованные слухи; психические состояния, агрессивное поведение других людей (угрозы, преследование и т.п.; социальная изоляция; изменения норм поведения, традиций, взаимоотношений в коллективе).
    • 3. К социально-психологическим факторам могут относиться также характеристики отношений между людьми (чувства любви и ненависти, наличие или отсутствие достоверной информации, недоброжелательность, зависть и т.п.). Здесь могут быть рассмотрены страдания и смерть, призывы о помощи, страдания близких людей и т.п.; смена социальных ценностей.
    • 4. Личностные факторы : личностные особенности, индивидуально-психологические характеристики человека, затрудняющие процесс адаптации, снижающие деятельностную активность, сопротивляемость человека стрессовым жизненным ситуациям.
    • Ермасов Е. Типология переживания стресса в условиях изоляции // Развитие личности.2011. № 1.С. 92-118.
    • Крюкова Т. Л., Сааоровская М. ВКуфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
    • Фонарев А. Р. Психология личного становления профессионала. М., 1998. С. 347.
    • Бодров В. В. Психология профессиональной пригодности: учеб, пособие для вузов. М.:ПЕР СЭ, 2001.
    • Котик М. А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора. М., 1993.
    • Ильин Е. П. Стиль деятельности: новые подходы // Вопросы психологии. 1988. № 6.С. 85-93.