Женские оперные голоса какие бывают. Мужские и женские певческие голоса

- (праздники песен) в СССР традиц. массовые выступления самодеят. и проф. хор. коллективов, часто приурочиваемые к дате определённого обществ. или политич. события. Программа П. п. обычно рассчитана на неск. дней и включает произв. хор.… … Музыкальная энциклопедия

- (итал. falsetto от falso (итал.) ложный) или фистула верхний головной регистр мужского певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя. Анатомически фальцет рождается… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тенор (значения). Основные вокальные диапазоны … Википедия

Основные вокальные диапазоны … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Баритон (значения). Основные вокальные диапазоны … Википедия

Основная статья: Бас … Википедия

- (ит. Castrato) исполнители вокальных партий, в раннем возрасте подвергнутые кастрации и в силу этого обладавшие высоким женоподобным голосом. Обычно голоса кастратов это сопрано и альт. Фаринелли (Farinelli), известный певец… … Википедия

Основные вокальные диапазоны … Википедия

Основные вокальные диапазоны … Википедия

Книги

  • Крамбамбули. Застольные песни для голоса в сопровождении фортепиано (гитары) , . Составители сборника решили собрать певческие музыкальные произведения, в которых так или иначе затронута вакхическая тема. В настоящий сборник вошли песни, романсы, арии, которые создавались…
  • Уроки музыкальной литературы. Первый год обучения , О. К. Ермакова. Учебник по музыкальной литературе содержит шесть основных разделов курса первого года обучения, которые полностью соответствуют программным требованиям. Историко-теоретический материал…

Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.

Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности и тесситуру, а затем делают вывод.

Тембр

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

О тональности

Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.

Что такое диапазон?

Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.

О тесситуре

Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому - нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.

Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:

  • Вы должны дышать диафрагмой, то есть живот должен при вдохе приподниматься, а при выдохе опускаться. Это поспособствует большему контролю над
  • Сохраняйте правильную осанку во время пения. Шею лучше держать прямой и расслабленной. Если стоять прямо, то дышать будет легче.
  • Задняя часть горла во время пения должна быть открытой, гласные пропевайте четко.

Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.

Для развития голоса

  • Не ставьте для себя завышенных планок в ожидании прогресса, наберитесь терпения и продолжайте тренировать голос.
  • Пойте сначала простые песни, а затем беритесь за более сложные.
  • Голосовым связкам вредит холодное и горячее питье. Лучше пить воду комнатной температуры, и когда поете, время от времени увлажнять горло теплой водой.
  • Проникнитесь тем, что вы исполняете, постарайтесь почувствовать и передать эмоции этой песни.
  • Важно определить, какой музыкальный стиль для вас более родной, для этого потренируйтесь в пении разных стилей музыки.
  • Полезно для слуха играть ноты на пианино и пропевать их.
  • Не пейте апельсиновый сок и молочные напитки, поскольку они обволакивают горло и затрудняют пение.
  • Разговаривайте на своей обычной интонации, поскольку и шепот и крик могут навредить голосовым связкам.

Характеристика женских типов голоса

Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.

Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.

Основные типы мужских голосов

Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.

Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам

Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.

Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.

Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.

К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.

Об особенностях голоса

Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.

В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.

Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.

Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.

Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.

По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.

Сколько эмоций порождает красивое пение! Великое наслаждение вызывает оперный репертуар, романсы, лирические неаполитанские песни, известные во всем мире. Мощное эмоциональное воздействие на психологическом уровне оказывает оперное искусство – сложнейший жанр, где гармонично сочетаются необыкновенной красоты музыка, хорошая драматургия, художественное оформление, иногда и хореография.

Совокупность художественных средств благотворно воздействует на зрителей, формирует культурный уровень, хороший вкус, любовь к искусству, моральные качества.

Классификация голосов

Диапазон звуков обычного разговора колеблется в пределах одной октавы (4-6 тонов), у певцов он шире (две октавы и более). Различают певческие голоса женские, мужские и детские.

В музыкальном мире используют термин «регистр» голоса. Тембр певческого голоса женщин чаще в «верхнем» регистре, к среднему относят детские, к низкому – мужские. Внутри каждого регистра определенного тембра есть звуки ниже и выше, свойственные другому тембру.

Так, тенор может брать грудные (низкие) ноты и фальцетные, недоступные для баритонов и басов.

Женщины

Главное отличие – диапазон и тембр певческого голоса, его окраски (легкость звучания, «прозрачность», насыщенность красок, мощная сила).

  • Сопрано – наиболее высокий певческий голос у женщин, диапазон (1-2 октавы полностью). Это первые партии в операх – юные девушки, сказочные персонажи. По характерному звучанию женское сопрано делят на лирическое и, более редкое, драматическое. Романтических барышень и дам, страстных как Кармен, играют разные исполнители. Когда голос позволяет легко справляться с большими и стремительными пассажами, фиоритурами в самом «верхнем» регистре, его называют колоратурным. Примеры такого редкого оперного голоса: Снегурочка, Царевна Лебедь. Лирическое сопрано – Татьяна («Евгений Онегин» ), драматическое – Наташа («Русалка» );
  • Меццо-сопрано намного ниже, с густыми оттенками звука, это арии волевых, сильных женщин, зрелых по возрасту (Кармен);
  • Контральто – наиболее низкий голос у женщин, бархатный, редко встречается (Полина из «Пиковой дамы» ).

Мужчины

Выделяют такие тембры:

  • Наиболее высокий – тенор (его диапазон 1-я и малая октавы). Как и сопрано «характерный» тенор обладает «серебристостью» звучания или дребезжанием. Встречается в ролях хитреца или старика;
  • Баритон – мягкий, бархатный, в ролях любовников (Онегин);
  • Бас – самый низкий тембр с раскатистыми, гудящими звуками встречается в партиях отцов, героев (Сусанин);
  • Уникален очень высокий певческий голос у мужчин – тенор-альтино (контртенор), он с необыкновенной легкостью берет высокие звуки 2-й октавы. Соответствует женскому сопрано по тессуре. Такие партии – большая редкость (Звездочет из «Золотого петушка» ).

При пении высоких нот не все задействованы голосовые связки, это дает возможность более частых колебаний, извлекаются звуки выше

Баритоны и «густые» басы постоянно используют и всячески развивают низкий регистр.

Дети

Существуют специфмические детские виды певческого голоса:

  • Фальцет («ложный» с итал.), другое название фистула. Оперные певцы его используют только при необходимости особой окраски звучания. Встречается у мальчиков до голосовой ломки;
  • Дискант – очень высокий детский тембр (у мальчиков) с тончайшими звуками.

Редкие голоса

Как правило, мужчина не может говорить достаточно высоким голосом и петь высокие ноты, тенор-альтино встречается редко у мужчин – аномальная природа, дающая возможность петь в женской тессуре.

У большинства мужчин с контртенором голосовой аппарат на этапе полового созревания удачно мутировал, это результат развития хорошего от природы потенциала «высокого» регистра — «головной», «фальцетный» тембр, (но не фальцет).

Очень редко у будущих контртеноров при возрастной ломке голос мутирует незначительно и остается высоким, но это позволяет лучше использовать низкий регистр для расширения диапазона. Нестандартная мутация у мужчин, природа их голосов не всегда объяснима, поэтому приписывают мистические факторы.

Не у всех певцов верхний регистр может обладать качествами, которые можно адаптировать под определенный репертуар в этой манере. Мало кто стремится петь в высоком регистре, используя его основным.

Известный контртенор Великобритании А. Деллер в XX в. возродил контртеноровое пение, как древнюю традицию. Он говорил, что многие певцы имеют отличные способности, но боятся прослыть женоподобными. У других просто нет способностей, но есть большое желание научиться такой манере пения. Профессиональная малая востребованность сильно влияет на выбор манеры певцов, «фальцетное пение» традиционно модно было только в Англии, Италии и Германии.

Медицинский подход к видам голоса

Медики тоже объясняют, с чем связан тембр голоса. Высота звуков зависит от частоты вибраций голосовых связок, они имеют разную длину, ширину и упругость.

С помощью голоса человек может воспроизвести большое количество разнообразных звуков. Он может выражать эмоциональное состояние: радость, злость, удивление. С помощью голосовых складок, их способности сжиматься и растягиваться, человек может менять интенсивность прохождения потока воздуха, в результате получаются различные по тембру, высоте звуки.

Голоса различных типов отличаются тесситурой – участком диапазона, в котором голос звучит наиболее приятно и легко. Каждый исполняющий произведение поет в своей тесситуре, хотя непродолжительное время может петь во всех тесситурах.

Различают женские :
- альт – женский голос этого диапазона очень часто называют контральто, он низкий, но выше чем мужской;
- меццо- – средний голос;
- сопрано – очень подвижный, высокий, ему удается воспроизводить звуки, похожие на трель.

У мужчин диапазоны следующие:
- бас – , очень часто голос такого диапазона можно встретить в церковном хоре России;
- баритон – средний по высоте, большинство мужчин молодого возраста обладают этим диапазоном;
- тенор – высокий мужской голос, называемый «королевским», певцы с таким диапазоном очень ценятся во всем мире.

В каждом голосе человека можно выделить несколько регистров: грудной – низкий, средний – грудо-головной, а также высокий – головной. У голоса определенного типа существуют переходные ноты между регистрами, которые не всегда звучат приятно и гладко.

Выделяют лирические и драматические подвиды голосов. Лирические виды успешно воспроизводят звуки высоких регистров. Таким голосам подходят нежные, задумчивые и печальные произведения.

Также можно встретить человека, обладающего лирико-драматическим голосом. Такие люди с легкостью могут воспроизводить звуки и нижних и высоких регистров.

Существуют результаты наблюдений, что низкий и более грудной голос характерен для полных, с избыточной массой тела людей, а высокие голоса - у стройных и худощавого телосложения людей.

Голос - удивительный дар человека. У каждого он свой, уникальный и неповторимый. Однако в профессиональном искусстве существует четкая классификация, объединяющая определенные типы голосов в группы по разным критериям: силе звучания, вокально-техническим качествам, тембру и др. Среди мужских первое место занимает тенор. Это голос великих оперных певцов, с которым мы подробно познакомимся в данной статье.

Описание

Тенором называют высокий певческий голос мужчин. Он является самым популярным в мире. В переводе с латинского данное слово означает "напряжение голоса" или "равномерное движение". По своему диапазону тенор в сольных партиях способен достигать ноты "до" второй октавы. А в хоровых выступлениях его пределом является нота «ля» первой октавы.

В оперном пении ценятся солисты с тенором, которые способны чисто брать «си-бемоль» первой и «до» второй октавы. К слову, это качество считается самым красивым, верхним регистром тенорового голоса. Его нередко именуют «верхним до» или королевской нотой. В Италии за умение брать ее певцам платят большие гонорары.

Классификация

  • лирический;
  • драматический;
  • баритональный тенор;
  • контр-тенор;
  • альтино-тенор.

Давайте разберемся с каждым типом названного мужского голоса отдельно.

Разновидности

Лирический тенор - это голос, обладающий мягким, «серебристым» тембром с хорошей подвижностью и певучестью звука. Под него сегодня в оперном репертуаре создано огромное количество партий. Это Фауст (одноименная опера Гуно), Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Альфред («Травиата» Верди), Пьер Безухов («Война и мир» Прокофьева) и многие другие. В операх, написанных Россини и Моцартом, партии требуют от тенора высокой подвижности и довольно широкий диапазон. Поэтому солисты, подходящие на эту роль должны обладать особым, россиниевским (или моцартовским) тенором.

Гораздо реже в операх встречается драматический тенор . Он характеризуется густым, насыщенным звучанием. Его нередко путают с лирическим баритоном. Однако он обладает большей силой и более ярким тембром. В операх для этого типа голоса созданы партии для образов с противоречивыми характерами и трагической судьбой. Например, Хосе из «Кармен» Бизе, Отелло (опера Верди) или Герман из «Пиковой дамы» Чайковского. В оперном искусстве существует понятие героического вагнеровского тенора. Дело в том, что оперы Рихарда Вагнера отличаются масштабностью и требуют от исполнителя с драматическим тенором большой выносливости, заставляя его непрерывно мощно и героически петь на протяжении нескольких часов.

Существует также промежуточный тип, именуемый лирико-драматическим тенором . По силе звука и выражению драматизма он уступает драматическому, но превосходит лирический тенор. Это универсальный инструмент для воплощения обоих жанров оперного репертуара.

Баритональный тенор - голос, который одновременно обладает чертами баритона и тенора. По силе звучания он совпадает со своими предшественниками, однако имеет короткий верхний регистр диапазона. Подходящей оперной партией для такого типа голоса является Миме из вагнеровского цикла «Кольцо Нибелунга».

Альтино-тенор является разновидностью лирического тенора с хорошо развитым верхним регистром и диапазоном, достигающим ноты «ми» второй октавы. Все эти качества накладывают определенные ограничения на репертуар. Примером партии для альтино-тенора может служить Звездочет из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Все большее распространение в оперном пении приобретает контр-тенор . Это самый высокий мужской певческий голос. Его диапазон распространяется от ноты «до» малой и до «си» второй октавы. Продемонстрировать его способно исполнение партии «Полет кондора», написанной в 1913 году перуанским композитором Д. Роблесом.

Кто может петь тенором?

Тенор - голос, который чаще всего можно слышать в операх и мюзиклах. Специалисты утверждают, что он является наиболее сложной техникой мужского пения и научиться владеть ею можно только в ходе многолетней практики. Разумеется, следует помнить, что далеко не каждый мужчина может петь тенором. Ведь все зависит от того, каким голосом наградила его природа.

Сможет ли петь как тенор баритон - голос с более низкой тональностью? Конечно, ему достичь верхних регистров просто невозможно. Зато мужчинам-обладателям мягкого, высокого голоса с помощью профессионального педагога и усердия можно развить тенор. Не стоит при этом забывать о музыкальной теории и нотах, без знания которых освоение сложной певческой техники будет пустым делом.

Известные певцы

Популярным американским тенором является Ричард Крофт. Он обладает лирическим, а точнее, моцартовским тенором. Немного уступает ему по голосовому диапазону итальянец Алессандро Сафина.

Но самыми известными обладателями высоких голосов считаются испанцы Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и итальянец Лучано Паваротти, которые составляли легендарное оперное трио «Три тенора». В таком составе певцы гастролировали по миру с концертами с 1990 по 2003 год.

Обладатели тенора встречаются и в эстрадном искусстве. Среди таких известные всем Честер Беннингтон из группы Linkin Park, Адам Левин из Maroon 5, Майкл Джексон, Адам Ламберт, Билли Оушен, Райан Теддер из One Republic и многие другие. Разумеется, их вокальный диапазон значительно уступает оперным певцам из трио "Три тенора". Разве что "золотой голос России" - Николай Басков - может сравниться с ними, так как певец пришел на эстраду из оперы, а потому имеет не просто шикарные вокальные данные, но и несколько лет совершенствования их для оперных партий за плечами.

И напоследок несколько интересных фактов:

  • Помимо определения мужского певческого голоса, тенор - это еще и духовой музыкальный инструмент, принадлежащий группе саксгорнов. Его созданием впервые занялся Адольф Сакс в середине XIX века. Сегодня саксофон-тенор является, пожалуй, самым популярным инструментом в джазовой музыке.
  • Известны певцы-мужчины, которые поют в диапазоне женского голоса. В эпоху барокко такие оперные партии исполняли кастраты - юноши, которым для сохранения высокого голоса делали кастрацию. Сегодня с этой ролью успешно справляются контр-теноры.