Функции отделов головного мозга таблица по биологии. Головной мозг, его строение и функции

Располагается в черепной коробке в полости мозгового черепа. Масса около 1,5кг, объем 1500см 3 . От ГМ отходят 12 пар ч-м нервов . Сильнее всех развит конечный отдел - самое молодое образование ЦНС,представленное большими полушариями. По весу составляет 80% массы ГМ. Стволом мозга называются отделы ГМ, расположенные ближе к СМ: продолговатый, мост заднего мозга, мозжечок, средний, промежуточный. Это самая древняя часть ГМ. В отличие от СМ, у ГМ отсутствует разделение на сегменты, а серое вещество распределено виде ядер, образующих нервные центры. Полушария также покрыты слоем серого вещества , которое образует высший отдел ЦНС - кору ГМ .

В соответствии с выполняемыми функциями выделяют чувствительные и двигательные центры; центры вегетативных и психических функций.

Функции и строение отделов ГМ

1) Продоговатый мозг

Продолжение СМ. Спинномозговой канал в нем расширяется и образует 4 ый желудочек мозга. В сером веществе находятся чувствительные и двигательные ядра некоторых черепно-мозговых нервов. В случае его повреждения наступает немедленная смерть , из-за остановки дыхания или остановки сердца.

- проводящая функция: волокна белого вещества образует восходящие чувствительные и нисходящие двигательные проводящие пути.

- рефлекторная : тут расположены жизненно важные центры регуляции обмена веществ, пищеварения, дыхания, кровообращения (тонус сосудов, работа сердца), безусловных, защитных и вестибулярных рефлексов (поддержание положения тела в пространстве)

2) Задний мозг

Варолиев мост лежит перед продолговатым мозгом ввиде утолщенного валика. Его белое вещество образует нисходящие и восходящие пути . Серое вещество - ядра ч-м нервов и собственные ядра моста.

- проводящая : волокна белого вещества связывают вышележащие отделы ГМ с продолговатым и спинным мозгом.

- рефлекторная : здесь лежат центры безусловных рефлексов, регуляции жевательных и мимических мышц, движения глаз и тд.

Мозжечок располагается позади моста и прикрывает продолговатый мозг снизу. Состоит из 2х полушарий, соединенных червем. Серое в-во мозжечка располагается в глубине ввиде ядер и на его поверхности ввиде извилистой коры , слоем от 1-2,5мм. Белое вещество образует проводящие пути со средним мозгом, мостом, продолговатым и спинным мозгом.

Координация всех сложных движений

Сохранение равновесия тела в пространстве

Регуляция поз и мышечного тонуса

3) Средний мозг = ножки + четверохолмие.

Располагается между мостом и промежуточным мозгом. Полость представлена узким каналом - сильвиев водопровод , который сообщается с 3 им 4 ым желудочками мозга. Через средний мозг проходят все восходящие пути к коре БП и мозжечку; к спинному и продолговатому мозгу идут нисходящие пути.

Красное ядро - регуляция мышечного тонуса и рефлекторное поддержание тела при его движении.

Черная субстанция - регуляция сложных двигательных реакций , глотание, жевание, движение пальцев рук.

Бугры 4 х холмия: первичные слуховые центры (нижние). Ориентировочные реакции на световое раздражение осуществляют первичные зрительные центры (верхние)

4) Промежуточный мозг - гипо\эпи\мета\таламус

Таламус - 2зрительных бугра и коленчатые тела. Чувствительные импульсы от всех органов чувств, кроме обонятельных , идут в таламус, перерабатываются, получают соответствующую эмоциональную окраску, а затем идут к коре БП.

Подкорковый центр всех видов общей чувствительности: боль, зрение, слух.

Участвует в образовании эмоциональных реакций : гнев, печаль

Гипоталамус - подбугровая область - главный подкорковый центр регуляции всех жизненно важных функций. Через нервную ткань, при помощи желез внутренней секреции гипоталамус выполняет регуляторную функцию: в нейросекреторных клетках образуются нейросекреты: биологически активные вещества, поступающие в гипофиз . Вместе с они образуют единую гипоталамо-гипофизарную систему , работающую по принципу обратной связи.

- регуляция обмена веществ ,

Обеспечение поддержания гомеостаза

Центр деятельности желез внутренней секреции

Регуляция поддержания t тела и потоотделения

Обеспечения защитных реакций : голос, страх

Участие в смене сна и бодрствования

Регуляция мотивированного поведения

Эпиталамус отвечает за синхронизацию биоритмов с ритмами внешней среды.

Метаталамус содержит подкорковые центры зрения и слуха.

5) Конечный передний мозг

Самый молодой и крупный отдел ЦНС по размеру и количеству нервных клеток. В его состав входят кора БП и полосатые тела\ подкорковые ядра , расположенные внутри БП, между лобными долями и промежуточным мозгом.

Координация двигательной активности

Регуляция инстинктивного поведения

Кора БП

Слой серого вещества , покрывает поверхность БП слоем от 1,5-4мм. Большая площадь поверхности (1700-2000см 2) достигается засчет борозд и извилин. Три самые глубокие борозды ( центральная, боковая, теменно-затылочная ) делят кору на 4 различных по функциям доли.В кору поступают центростремительные импульсы от всех рецепторов организма. Каждому рецепторному аппарату соответствует свой участок коры, где происходит декодирование импульса в ощущения. КБП - материальная основа психической деятельности человека.

Затылочная доля - зрение

Основным регулятором работы организма является головной мозг. В данной статье мы кратко расскажем о строении и функциях отделов головного мозга человека. С помощью данного материала можно быстро и легко восстановить в памяти пройденные темы за 8 класс, подготовить дополнительную информацию к уроку.

Общая характеристика

Головной мозг - это один из составляющих органов центральной нервной системы. Его исследованием медики занимаются до сих пор. Состоит он из 25 миллиардов нейронов, которые представлены в виде серого вещества.

Рис. 1. Отделы головного мозга.

Помимо этого данный орган нервной системы покрыт такими видами оболочки:

  • мягкая;
  • твёрдая;
  • паутинная (в ней циркулирует спинномозговая жидкость - ликвор, которая служит своеобразным амортизатором и защищает от ударов).

Мозг мужчин и женщин отличается по своей массе. У представителей сильного пола его вес на 100 г больше. Однако умственное развитие никак не зависит от этого показателя.

Функции генератора и передачи импульсов выполняют нейроны. Внутри головного мозга есть желудочки (полости), от них в разные отделы человеческого тела отходят черепно-мозговые парные нервы. Всего в организме насчитывается 12 таких пар.

Строение

Главный орган нервной системы состоит из трёх частей:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • два полушария;
  • ствол;
  • мозжечок.

Так же он имеет пять отделов:

  • конечный, составляющий 80 % массы;
  • промежуточный;
  • задний;
  • средний;
  • продолговатый.

Каждый отдел состоит из определённого набора клеток (белое и серое вещество).

Белое вещество представлено в виде нервных волокон, которые могут быть трёх видов:

  • ассоциационные - связывают корковые участки в одном полушарии;
  • комиссуральные - соединяют два полушария;
  • проекционные - связывают кору с нижерасположенными образованиями.

Серое вещество состоит из ядер нейронов, в их функции входит передача информации.

Рис. 2. Доли коры больших полушарий.

Следующая таблица поможет подробнее разобраться со строением и функциями головного мозга:

Таблица «Строение и функции головного мозга»

Отдел

Строение

Функции

Конечный

Расположен от затылочной до лобной кости. Состоит из двух полушарий, которые имеют множество борозд и извилин. Сверху они покрыты корой, состоящей из долей.

Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое - за правую сторону. Височная доля коры головного мозга регулирует слух и обоняние, затылочная - зрение, теменная - вкус и осязание; лобная - речь, мышление, движение.

Промежуточный

Состоит из гипоталамуса и таламуса.

Таламус является посредником в передаче раздражителя к полушариям и помогает адекватно приспособиться к изменениям в окружающей среде.

Гипоталамус регулирует работу обменных процессов и эндокринных желёз. Руководит работой сердечнососудистой и пищеварительной системы. Регулирует сон и бодрствование, управляет пищевыми и питьевыми потребностями.

Состоит из мозжечка и моста, который представлен в виде белого толстого валика, расположенного над продолговатым отделом.

Мозжечок расположен позади моста, имеет два полушария, нижнюю и верхнюю поверхности и червя.

Данный отдел обеспечивает проводниковую функцию при передаче импульсов. Мозжечок управляет координацией движений.

Расположен от переднего края моста до зрительных трактов.

Отвечает за скрытое зрение, а также работу ориентировочного рефлекса, который обеспечивает поворот тела в направлении услышанного резкого шума.

Продолговатый

Представлен в виде продолжения спинного мозга.

Управляет координацией движений, равновесием, регулирует обменные процессы, дыхание, кровообращение. Руководит процессом кашля и чихания.

Рис. 3. Функции отделов головного мозга.

Стволовая часть головного мозга состоит из продолговатого, среднего, промежуточного мозга и моста. Ствол - связующее звено между спинным и головным отделом центральной нервной системы. В его функции входит контролировать членораздельную речь, сердцебиение и дыхание.

Что мы узнали?

Головной мозг - это сложный механизм, который руководит работой всех внутренних систем организма. Состоит он из пяти отделов, каждый из которых выполняет определённые функции. Без работы данного отдела центральной нервной системы сложно представить жизнедеятельность всего организма.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 858.

Конспект урока биологии 8 класса

Тема: Строение и функции головного мозга.

Цель: сформировать понятия о строении головного мозга и функций его отделов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Рассмотреть общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях;
  2. раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Воспитательные:

  1. антиалкогольная пропаганда;
  2. формирование сознательного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

  1. продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Тип урока:

  1. По содержанию – анатомический;
  2. По дидактической цели – комбинированный;
  3. По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

Методы:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация муляжей, таблиц.

Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

Средства:

Таблица “Строение головного мозга”,разборные модели головного мозга ; материалы для урока на печатной основе (таблица, тест)

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Актуализация знаний о головном мозге
  4. Изучение нового материала
  1. Местоположение, размеры головного мозга (сообщение учащегося)
  2. Строение головного мозга
  3. Отделы головного мозга
  1. Продолговатый мозг
  2. Мост
  3. Средний мозг
  4. Промежуточный мозг
  5. Мозжечок
  1. Общие выводы, заключение.
  2. Закрепление изученного материала (тест)

Ход урока

На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

  1. Организационный момент : приветствие, сообщение темы и задач на урок.
  2. Проверка знаний

Каждый учащийся выбирает одно из заданий:

1. тест для проверки знаний основных понятий;

2. задание по рисунку Спинной мозг (назовите части спинного мозга, отмеченные цифрами);

3. фронтальная беседа по вопросам:

  1. Каковы строение и функции нервной системы?
  2. Строение спинного мозга
  3. Функции спинного мозга
  4. Начертите схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.

III. Изучение нового материала

Запись темы и даты в тетрадь

1. Актуализация знаний о головном мозге.

Что вам известно о головном мозге?

Что хотели бы узнать?

Ученики сами определяют в процессе беседы цель урока.

Узнать: особенности строения головного мозга, функции основных отделов.

2. Местоположение, размеры головного мозга (сообщение учащегося)

Все мы знаем, что головной мозг человека является одним из важнейших органов, который обеспечивает нас полноценной жизнью. Как утверждают ученые, в головном мозге содержатся определенные участки, контролирующие наши чувства, а именно зрение, слух, осязание, сокращение определенных мышц, и др. То есть, этот орган всегда контролирует все процессы, которые могут происходить с человеком и его телом.

Головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму и студнеобразную консистенцию. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга.

Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела.

Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Запись в тетрадь: головной мозг располагается в полости черепа, его масса составляет 1100-2000 г

3. Строение головного мозга

Рассмотрим внешний вид головного мозга на муляже:

Расположение белого и серого вещества;

Наличие извилин;

Кора больших полушарий.

Спинной и головной мозг состоят из двух типов нервной ткани – серого и белого вещества. Серое вещество отвечает за возникновение нервных импульсов. Наружный слой больших полушарий головного мозга (новая кора) состоит из серого вещества. Белое вещество располагается под корой больших полушарий, образуя их основную часть. Состоит из нервных волокон и передает нервные импульсы внутри головного мозга и к другим частям тела.

Между черепом и мозгом в качестве дополнительной защиты существует три мембраны, называемые оболочками (твердая, паутинная и мягкая мозговые оболочки).

Мозг «плавает» в защитном слое спинномозговой жидкости, образуемой специализированными клетками в четырех полостях головного мозга – желудочках.

Почти вся поверхность полушарий головного мозга представляет собой совокупность извитых гребней и складок.

Почему для мозга человека характерна такая складчатость?

Такая складчатость позволяет большой поверхности коры мозга разместиться внутри ограниченного пространства черепа. Гребни называются извилинами, а складки между ними – бороздами.

4. Отделы головного мозга

Изучаем отделы головного мозга по рисунку

Изучаем схему:

5. Строение и функции отделов головного мозга

Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга.

Работа учащихся с учебником и поэтапное проведение опытов, сопровождающееся заполнением таблицы.

Отдел головного мозга

Структуры отделов

Функции

Ствол

Продолговатый мозг

Рефлекторная, проводящая

Мост

Проводящая и центр, связанный с мимикой, жевательными функциями

Средний мозг

Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п.

Промежуточный мозг

Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга.

Мозжечок

Координация движений.

Полушария большого мозга

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.

Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. (Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Опыт №2 Раздражение внутреннего уголка глаза. Вызовет мигательный рефлекс. Его центры находятся в продолговатом мозге, но симметричное мигание сразу двумя глазами осуществляется средним мозгом.

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями, движением глазных яблок

Средний мозг – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Опыт № 3. Пронаблюдать рефлексы среднего мозга.

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну, и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева.

Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Свойства таламуса не сводятся только к рефлекторной деятельности. Здесь фильтруется информация, поступающая в мозг. Проходит только та, которая важна для организма именно в данный момент. Организуются такие сложные действия, как ходьба, бег, прыжки, плавание. В гипоталамусе находятся центры голода и насыщения, жажды и ее утоления. Более того, здесь регулируются все функции, связанные с обменом веществ.

Опыт №4. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды “Замри”.

Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду “Замри”. Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.

Команда “Замри” вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.

Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

Опыт №5. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Для того чтобы попасть в цель, необходимо определить траекторию движения. Эту функцию выполняет мозжечок, координируя работу многочисленных мышц, принимающих участие в движении.

Опыт № 6. Один из испытуемых кладет на стол руку ладонью вверх. Его сосед по парте должен удерживать руку испытуемого, стремящегося поднять ее вверх, а затем неожиданно отпускает. После короткого рывка вверх рука испытуемого останавливается. Опыт показывает способность мозжечка гасить движения, возникающие в силу инерции. После того как руку испытуемого, стремящуюся двигаться вверх, перестали удерживать, она сделала короткий рывок и остановилась. Ненужное движение было заблокировано. Толчки в транспорте тоже заставляют наше тело двигаться по инерции, но благодаря мозжечку эти ненужные движения блокируются.

Поражение мозжечка при опьянении:

Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести?

IV. Общие выводы, заключение

  1. 1) Что нового и важного узнали для себя о головном мозге?
  2. 2) Чему научились?
  3. 3) Какие выводы сделали?

Задание: на немом рисунке подпишите названия всех отделов.

IV. Закрепление знаний.

Проверка степени усвоения знаний проводится с помощью теста.

Тест

1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:

А) меньше 950 г; Б) 950-1100 г; В) 1100 – 2000 г

2. Головной мозг человека состоит из:

А) ствола и полушарий большого мозга;

Б) мозжечка и полушарий большого мозга;

В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

3. Продолговатый мозг является продолжением:

А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга.

4. В головном мозге полушария и кору имеют:

А) средний мозг и полушария большого мозга

Б) мозжечок и промежуточный мозг;

В) полушария большого мозга и мозжечок.

5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:

А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) мозжечок; Г) промежуточный мозг; Д) мост

6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:

А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) промежуточный мозг

7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:

А) мост; Б) средний мозг; В) промежуточный мозг.

VI. Домашнее задание.

1. Изучить тему «Строение и функции головного мозга» по учебнику §45

2. Практическое задание по выбору:

а) изобразить рис. 93 стр.228 и подписать отделы головного мозга;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Головной мозг располагается в мозговом отделе черепа. Его средний вес 1360 г. Выделяют три больших отдела мозга: ствол, подкорковый отдел и кару больших полушарий. Из основания мозга выходят 12 пар черепных нервов.

1 - верхний участок спинного мозга; 2 - продолговач ый мозг, 3 - мост, 4 - мозжечок; 5 - средний мозг; 6 - четверохолмие; 7 - промежуточный мозг; 8 - кора больших полушарий; 9 - мозолистое тело, соединяющее правое полушарие с новым; 10 - перекрест зрительных нервов; 11 - обонятельные луковицы.

Отделы головного мозга и их функции

Отделы мозга

Структуры отделов

Функции

СТВОЛ МОЗГА

Задний мозг

Продолговатый мозг

Здесь находятся ядра с отходящими парами черепно-мозговы> нервов:

XII - подъязычных; XI - добавочных; X - блуждающих; IX - языкоглоточных нервов

Проводниковая - связь спинного и вышележащих отделов головного мозга.

Рефлекторные:

1) регуляция деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;

2) пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания;

3) защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота;

Варолиев мост

содержит ядра: VIII - слухового; VII - лицевого; VI - отводящего; V - тройничного нервов.

Проводниковая - содержит восходящие и нисходящие нервные пути и нервные волокна, соединяющие полушария мозжечка между собой и с корой большого мозга. Рефлекторная - отвечает за вестибулярные и шейные рефлексы, регулирующие тонус мышц, в т.ч. мимических мышц.

Мозжечок

Полушария мозжечка соединены между собой и образованы серым и белым веществом.

Координация произвольных движений и сохранение положения тела в пространстве. Регуляция мышечного тонуса и равновесия.

Ретикулярная формация - сеть нервных волокон, оплетающих ствол мозга и промежуточный мозг. Обеспечивает взаимодействие восходящих и нисходящих путей мозга, координацию различных функций организма и регуляцию возбудимости всех отделов ЦНС.

Средний мозг

Четверохолмие

С ядрами первичных зрительных и слуховых центров.

Ножки мозга

С ядрами IV - глазодвигательного III - блокового нервов.

Проводниковая.

Рефлекторны:

1) ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители,которые проявляются в повороте головы и туловища;

2) регуляция мышечного тонуса и позы тела.

ПОДКОРКА

Передний мозг

Промежуточный мозг:

а) таламус (зрительный бугор) с ядрами ll -й пары зрительных нервов;

Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств. Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации. Регуляция эмоционального поведения.

б) гипоталамус.

Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций организма. Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма. Регуляция мотивированного поведения и обеспечение защитных реакций (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие). Участие в смене сна и бодрствования.

Базальные ганглии (подкорковые ядра)

Роль в регуляции и координации двигательной активности (вместе с таламусом и мозжечком). Участие в создании и запоминании программ целенаправленных движений,обучения и памяти.

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Древняя и старая кора (обонятельный и висцеральный мозг) Содержит ядра 1-ой пары обонятельных нервов.

Древняя и старая кора вместе с некоторыми подкорковыми структурами формирует лимбическую систему, которая:

1) отвечает за врожденные поведенческие акты и формирование эмоций;

2) обеспечивает гомеостаз и контроль реакций, направленных на самосохранение и сохранение вида:

3 влияет на регуляцию вегетативных функций.

Новая кора

1) Осуществляет высшую нервную деятельность, отвечает за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связаны с деятельностью коры.

2) Осуществляет восприятие, оценку и обработку всей поступающей информации от органов чувств.

3) Координирует деятельность всех систем организма.

4) Обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой.

Кора больших полушарий головного мозга

Кора больших полушарий - филогенетически наиболее молодое образование мозга. За счет борозд общая площадь поверхности коры взрослого человека 1700 2000 см2. В коре насчитывают от 12 до 18 млрд, нервных клеток, которые расположены в несколько слоев. Кора представляет собой слой серого вещества толщиной 1,5-4 мм.

На рисунке ниже показаны функциональные зоны и доли коры головного мозга

Расположение серого и белого вещества

Доли полушарий

Зоны полушарий

Кора – серое вещество, белое вещество нахо-дится под ко-рой, в белом веществе есть скопления серо-го вещества в виде ядер

Центры речи

Теменная

Кожно-мышечная зона

Контроль дви-жений, спо-собность раз-личать раздражения

Височная

Слуховая зона

Дуги рефлексов, различающих звуковые раздражения

Вкусовая и обонятельная зоны

Рефлексы различения вкусов и запахов

Затылочная

Зрительная зона

Различение зрительных раздражений

Чувствительная и двигательная зоны коры больших полушарий

Левое полушарие мозга

Правое полушарие мозга

Левое полушарие ("мыслительное”, логическое) - - отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счета и логического мышления. Доминантное у правшей.

Правое полушарие ("художественное", эмоциональное) - - участвует в распознавании зрительных, музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.

Поперечный срез левого полушария через чувствительные центры

Представительство тела в чувствительной зоне коры больших полушарий. Чувствительная зона каждого полушария получает информацию от мышц, кожи и внутренних органов противоположной стороны тела.

Поперечный срез правого полушария через двигательные центры

Представительство тела в двигательной зоне коры больших полушарий. Каждый участок двигательной зоны контролирует движения конкретной мышцы.

_______________

Источник информации:

Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах./ М.: 2008.

Головной мозг является главным регулятором всех функций живого организма. Он представляет собой один из элементов центральной нервной системы. Строение и функции головного мозга — предмет изучения медиков до сих пор.

Общее описание

Человеческий мозг состоит из 25 млрд. нейронов. Именно эти клетки представляют собой серое вещество. Мозг покрыт оболочками:

  • твердой;
  • мягкой;
  • паутинной (по ее каналам циркулирует так называемый ликвор, который является спинномозговой жидкостью). Ликвор является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов.

Несмотря на то, что мозг женщин и мужчин одинаково развит, он имеет разную массу. Так у представителей сильного пола его масса в среднем составляет 1375 г, а у дам – 1245 г. Вес мозга составляет около 2% от веса человека нормального телосложения. Установлено, что уровень умственного развития человека никак не связан с его весом. Он зависит от количества связей, созданных головным мозгом.

Клетки мозга – это нейроны, генерирующие и передающие импульсы и глии, выполняющие дополнительные функции. Внутри мозга есть полости, называемые желудочками. От него в разные отделы тела отходят парные черепно-мозговые нервы (12 пар). Функции отделов головного мозга бывают самыми разными.От них полностью зависит жизнедеятельность организма.

Строение

Строение головного мозга картинки которого представлены ниже, можно рассматривать в нескольких аспектах. Так в нем выделяют 5 главных отделов мозга:

  • конечный (80% общей массы);
  • промежуточный;
  • задний (мозжечок и мост);
  • средний;
  • продолговатый.

Также головной мозг разделяют на 3 части:

  • большие полушария;
  • ствол мозга;
  • мозжечок.

Строение головного мозга: рисунок с названием отделов.

Конечный мозг

Строение головного мозга кратко нельзя описать, поскольку без изучения его структуры невозможно понять его функции. Конечный мозг протянулся от затылочной до лобной кости. В нем различают 2 большие полушария: левое и правое. Он отличается от других отделов мозга наличием большого количества извилин и борозд. Строение и развитие головного мозга тесно взаимосвязаны. Специалисты различают 3 вида коры мозга:

  • древнюю, к которой относятся обонятельный бугорок; продырявленное переднее вещество; полулунная, подмозолистая и боковая подмозолистая извилина;
  • старую, к которой относят гиппокамб и зубчатую извилину (фасцию);
  • новую, представленную всей остальной частью коры.

Строение полушарий головного мозга: они разделены продольной бороздой, в глубине которой расположен свод и мозолистое тело. Они соединяют полушария мозга. Мозолистое тело — это новая кора, состоящая из нервных волокон. Под ним находится свод.

Строение больших полушарий головного мозга представляется в качестве многоуровневой системы. Так в них различают доли (теменную, лобную, затылочную, височную), кору и подкорку. Большие полушария головного мозга выполняют много функций. Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое — правой. Они дополняют друг друга.

Кора

Гипоталамус — это подкорковый центр, в котором происходит регуляция вегетативных функций. Его влияние происходит через железы внутренней секреции и нервную систему. Он участвует в регуляции работы некоторых эндокринных желез и обмене веществ. Под ним находится гипофиз. Благодаря ему происходит регуляция температуры тела, пищеварительной и сердечнососудистой систем. Гипоталамус регулирует бодрствование и сон, формирует питьевое и пищевое поведение.

Задний мозг

Этот отдел состоит из расположенного спереди моста и находящегося позади него мозжечка. Строение моста головного мозга: дорсальная поверхность его накрыта мозжечком, а вентральная имеет волокнистое строение. Эти волокна направлены поперечно. Они с каждой стороны моста переходят в мозжечковую среднюю ножку. Сам мост имеет вид белого толстого валика. Он располагается над продолговатым мозгом. В бульбарно-мостовой борозде выходят корешки нервов. Задний головной мозг: строение и функции -на фронтальном разрезе моста заметно, что он состоит из большой вентральной (передней) и маленькой дорсальной (задней) части. Граница между ними — трапециевидное тело. Его толстые поперечные волокна относят к слуховому пути. Задний мозг обеспечивает проводниковую функцию.

Часто называемый малым мозгом, располагается сзади моста. Он прикрывает ромбовидную ямку и занимает практически всю заднюю ямку черепа. Его масса составляет 120-150 г. Над мозжечком сверху нависают большие полушария, отделенные от него поперечной щелью мозга. Нижняя поверхность мозжечка прилежит к продолговатому мозгу. В нем различают 2 полушария, а также верхнюю и нижнюю поверхность и червя. Граница между ними называется глубокой горизонтальной щелью. Поверхность мозжечка изрезана множеством щелей, между которыми расположены тоненькие валики (извилины) мозгового вещества. Группы извилин, находящиеся между глубокими бороздками являются дольками, которые, в свою очередь, составляют доли мозжечка (переднюю, клочково-узелковую, заднюю).

В мозжечке различают 2 вида вещества. Серое находится на периферии. Оно образует кору, в которой есть молекулярный, грушевидных нейронов и зернистый слой. Белое вещество головного мозга всегда находится под корой. Так и в мозжечке оно образует мозговое тело. Оно проникает во все извилины в виде белых полосок, покрытых серым веществом. В самом белом веществе мозжечка есть вкрапления серого вещества (ядра). На разрезе их соотношение напоминает дерево. От функционирования мозжечка зависит наша координация движения.

Средний мозг

Этот отдел располагается от переднего края моста до сосочковых тел и зрительных трактов. В нем выделяют скопление ядер, которые называются буграми четверохолмия. Средний мозг отвечает за скрытое зрение. Также в нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.